Ассоциация компаний интернет торговли (АКИТ) провела исследование на тему «Рынок интернет-торговли в России. Итоги 2020 года».
Российский рынок интернет-торговли вырос в 2020 году больше, чем ожидалось: +58,5% роста, оборот составил 3, 221 трлн руб. Причины понятны: все сидели дома и часть покупок из офлайна перешла в онлайн.
Внутренний рынок показал небывалый рост из-за пандемии: +92%. В трансграничном рынке, наоборот, снижение на 25% из-за введенных ограничений по грузоперевозкам.
Процентное соотношение внутреннего рынка в общем объеме интернет торговли выросло на 15% относительно прошлого года и составило 86%.
В 2021 году прогнозируется снижение темпов роста до 16% в общем объеме. Прогнозируется, что внутренний и трансграничный рынок будут расти одинаковыми темпами.
В распределении по месяцам заметно, что именно пандемия внесла наибольший вклад в рост внутреннего рынка. В месяцы, попавшие в первую и вторую волну COVID-19, объемы продаж заметно выше. Пик продаж пришелся на апрель — период нерабочих дней по всей стране.
Стабильный рост отправлений товаров из зарубежных интернет-магазинов в 2020 году сменился резким спадом почти на треть, откатившись к показателям 2016 года.
При этом доля отправлений, доставляемых экспресс-перевозчиками, растет.
И на локальном и на трансграничном рынках больше всего покупают товары из двух категорий: «Цифровая и бытовая техника» и «Одежда и обувь». Остальные категории идут с сильным отрывом. Причем если на локальном рынке больше покупают технику 28,2%, то на трансграничном одежду 31,6%, и наоборот.
Пандемия вызвала сильный спрос на локальном рынке на товары из «Цифровая и бытовая технику» и «Одежда и обувь». Заметно как спрос начал расти еще в марте, и в апреле достиг своего пика.
«Цифровая и бытовая техника» на локальном рынке занимает первую позицию и по среднему чеку: 8817 руб. Этот показатель вырос относительно прошлого года на 1761 руб.
Максимальный рост среднего чека продемонстрировала категория «Инструменты и садовая техника». Видимо, всеобщая изоляция повысила интерес к дачам.
На трансграничном рынке средний чек вырос в большем числе категорий. В 2 раза вырос средний чек в «Одежда и обувь». Близкие темпы роста продемонстрировали «Подарки и цветы», «Аксессуары» и «Автозапчасти и автоаксессуары».
Ожидаемо, что большую долю покупок в денежном выражении дает Центральный федеральный округ, затем Северо-Западный. Кроме высоких зарплат, здесь также были введены и более жесткие меры по изоляции.
По регионам с большим отрывом лидирует Москва. Она занимает четверть локального рынка и треть трансграничного. Затем идут Московская область и Санкт-Петербург. Причины все те же: зарплаты и изоляция.