Только мы привыкли к некачественным страницам от Яндекса, как поисковик выкатил новый статус: “Малоценные или маловостребованные страницы”. Давайте разберемся, чем же они отличаются?
Обновление статуса страниц вебмастера связывают с новым алгоритмом от Яндекса — YATI. Более подробный анализ содержания страниц с помощью нейронных сетей позволяет учитывать влияние слов, которые раньше игнорировались.
Малоценные страницы
По сути “Малоценные страницы” — это те же “Недостаточно качественные страницы”. Сюда входят дубли и просто плохо оптимизированные страницы.
Что проверять?
Почему страница может быть признана малоценной:
- Контент частично или полностью дублирует другую страницу. Особенно это относится к интернет-магазинам;
- Неправильно прописаны мета-теги и заголовки;
- Контент представлен в виде изображения: внимание на организацию портфолио;
- Контент динамический и выводится в виде JS-скриптов;
- Контент выводится через iframe: особенно касается видео.
Если кратко: помните, что поисковый робот воспринимает только текст. Если текста мало, то роботу сложно понять о чем страница.
Робот воспринимает всю страницу целиком, со всеми сквозными блоками (шапка, меню, сайдбар, футер). И если две страницы отличаются только картинками и парой предложений, то велика вероятность, что их признают дублями.
Особенно остро эта проблема стоит для интернет-магазинов, где карточки товаров из одной категории редко отличаются по параметрам, а иногда и характеристикам.
Что делать?
Технические страницы и некоторые дубли можно закрыть через файл robots.txt или через метатег noindex.
Для страниц с параметрами (например, страницы сортировки) прописать rel=»canonical» или Clean-param в robots.txt.
Для страниц, которые не являются дублями нужно проверить, чтобы обязательно были различия в мета-тегах и заголовках. Для товарных карточек прописать как можно больше отличий в характеристиках. А еще на помощь приходят отзывы. Они не могут повторяться и это добавляет уникальности каждой странице.
Маловостребованные страницы
Маловостребованные страницы — это нечто новенькое для Яндекса. Хотя в Google заявляли об аналогичных мерах отношению к страницам.
Маловостребованные страницы — это страницы на темы, которые никто не ищет. В статистике нет таких запросов. Это прямой аналог “мало показов” в Яндекс.Директ. Думаю, только границы частотности немного другие. Поисковая система ежедневно индексирует миллиарды страницы. Для нее есть смысл исключать из базы то, что никому не нужно. Это поможет снизить нагрузку на мощности и сократить издержки.
Очень странно, что Яндекс ввел понятие “Малоценные страницы” с введением нейронных сетей. Ведь, именно они должны хорошо понимать смысл текста, даже если ключевых слов на странице нет или недостаточно.
Впрочем, это может быть не причиной, а следствием. Яндекс убирает невостребованные страницы из индекса не потому, что плохо понимает их смысл. А потому, что теперь может найти еще с десяток других более популярных страниц.
Что проверять?
Если страница получила такой статус, стоит проверить статистику входов с поисковых систем в Метрике. Сколько было переходов с поиска и по каким запросам. Если с поиска никто и никогда не переходил — это может быть звоночком.
Также стоит проверить в Вебмастере, сколько было показов по запросам. Если вы не можете найти подходящие для страницы в “Популярных запросах”, возможно никто такое и не ищет.
И наконец, стоит проверить какая частотность по запросам в Яндекс.WordStat. Возможно, что вы неверно сформулировали запрос и выбрали не те ключевые слова. Люди ежедневно называют одно и тоже десятками разных слов.
Что делать?
Если частотность по выбранному запросу нулевая, попробуйте просто ввести эту фразу в поиск и посмотреть, что выдаст Яндекс. Скорее всего он подсветит более популярные синонимы в результатах выдачи. Посмотрите, о чем пишут на других сайтах.
Нужно провести оптимизацию под другие поисковые запросы. Скорее всего придется дописать текст, чтобы ответить на все вопросы пользователей.
Можно ли игнорировать статус?
В справке Яндекс говорит о том, что статус “Малоценные или маловостребованные страницы” не является ограничением.
То есть накладывается только на определенную страницу и не бросает тени на весь сайт. И все таки большое количество некачественных страниц будет плохим сигналом для поисковика, поэтому лучше не игнорировать исключения.
Кейс интернет-магазина
Очень интересный результат получился в работе с интернет-магазином сантехники. В начале работы малоценных страниц было очень много.
Но малоценные страницы была не самая главная проблема. Я держала ее в голове, но занялась другими работами. Причем, сами страницы товаров практически не подверглись изменению. Не было внесено новых блоков или текстовых описаний, характеристик и т.д. Единственное, что было сделано — сменен шаблон генерации метатегов. Каково было мое удивление, когда спустя 3 месяца число малоценных страниц резко снизилось.
При этом из 60 страниц, только 8 — это страницы товаров. Все остальные — pdf документы, инструкции по эксплуатации. Они, естественно, не уникальны. У меня нет вопросов, почему Яндекс их отметил как малоценные, да и нужный трафик они не дадут, даже если будут в индексе.
То есть на признание страниц малоценными влияют не только блоки и текстовое наполнение, но и общая оптимизация сайта.
Полностью прочитать работы по сайту можно здесь: Кейс: рост трафика с поиска в 2 раза за 2 месяца.
С 2013 года работаю с поисковой оптимизацией (SEO).
C 2014 года работаю с поисковой рекламой (Яндекс.Директ/Google Ads).
С 2020 года работаю с рекламой в соц. сетях.
С 2022 года работаю с SMM.
Работала с управлением репутацией.
Мой опыт — это ваши сэкономленные деньги.
Я консультирую всех, кто обращается ко мне. Это бесплатно. Задавайте вопросы. Буду рада помочь.