Юзабилити на сайте. Как применить принципы и эвристики к вебу?

Юзабилити — это удобство использования. То, насколько пользователю комфортно взаимодействовать с сайтом. В идеале должно быть: комфортно, удобно, понятно. 

Как оценить насколько пользователю комфортно-удобно-понятно? Какие общие принципы существуют в юзабилити и как их применить к сайтам?

Параметры юзабилити

Для оценки юзабилити придумали 5 параметров, которые можно численно посчитать или вычислить по шкале: 

  • Простота использования. Насколько новому посетителю просто и легко взаимодействовать с сайтом.
  • Эффективность. Как быстро и насколько эффективно пользователь сделает то, зачем пришел: найдет ответ на запрос, закажет товар, получит услугу.
  • Запоминаемость. Если пользователь вернется на сайт спустя некоторое время, насколько хорош он будет ориентироваться в нем.
  • Удовлетворенность. Получил ли пользователь положительный опыт или ему пришлось достигать своей цели преодолевая препятствия. Насколько он доволен взаимодействием.
  • Ошибки. Насколько много ошибок делает пользователь при взаимодействии с сайтом на пути к своей цели.

Оценка по эвристикам Якоба Нильсена

В 1990 год, эксперт по юзабилити Якоб Нильсен сформировал 10 эвристик для оценки пользовательских интерфейсов.

10 эвристик Нильсена:

  1. Информированность о состоянии системы;
  2. Схожесть с реальным миром;
  3. Свобода действий и контроль
  4. Единообразие и стандарты
  5. Предотвращение ошибок
  6. Узнавание, а не вспоминание
  7. Гибкость и эффективность
  8. Эстетика и минимализм дизайна
  9. Выявить, понять и исправить ошибки
  10. Справка и документация

Рассмотрим, что имеется ввиду под этими эвристиками и как это применимо к сайтам.

Информированность о состоянии системы

Пользователь должен понимать где он, что сейчас происходит. Допустим, он перешел с поиска на страницу. На какие вопросы у него должны сразу появиться ответы:

  • Что это за страница — товар/услуга/статья?
  • Что это за сайт — компании или информационный портал?
  • В каком разделе сайта пользователь находится — тут помогут хлебные крошки и выделение раздела меню.
  • Если пользователь попал на 404 страницу — он должен понять, что страница не существует и как ему перейти на главную или в поиск.

Каждый раз, когда я попадаю на страницу товара в wildberries.ru я страдаю от отсутствия хлебных крошек и невозможности перейти в категорию. И нежно люблю ozon.ru за то, что они там есть.

Если это интернет-магазин — то под информированность о состоянии системы также понимается отслеживание этапа оформления заказа:

  • Я добавил в корзину;
  • Я оформил заказ;
  • Я оплатил заказ;
  • Заказ едет ко мне.

Схожесть с реальным миром

Чтобы не придумывать новые сущности, в интерфейсах используют уже знакомые нам в реальной жизни. Именно поэтому в интернет-магазинах корзина так называется “cart” и имеет схематичное изображение тележки из супермаркета. В личном кабинете можно редактировать персональные данные, а домашняя страница имеет иконку домика.

Пример иконок с wildberries.ru

Свобода действий и контроль

Предполагается, что пользователь на любом этапе может отменить действие и вернуться к предыдущему этапу без потери данных. 

Здесь многие интернет-магазины проваливают юзабилити. Когда пользователь хочет перед оплатой проверить, правильно ли ты указал адрес доставки и выбрал нужное количество, но не может этого сделать без сброса всей введенной информации.

Единообразие и стандарты

Все страницы должны иметь единый дизайн и схожую структуру. Обычно с этим нет проблем, за редким исключением.

Предотвращение ошибок

Нужно сделать так, чтобы пользователь не мог сделать ошибку случайно, например очистить корзину. В этом случае стоит спросить подтверждения действия. 

Пример предотвращения очистки корзины с .ozon.ru

Другой пример: внесение данных в форму. Даже если это простая форма обратной связи нужно делать проверку корректности e-mail и телефона.

Узнавание, а не вспоминание

Пользователь должен узнавать уже привычные ему элементы дизайна и навигации, а не вспоминать, как же у вас тут все хитро устроено -_-

Именно поэтому частый совет при разработке дизайна сайта — не придумывать велосипед, а взять за основу уже имеющиеся шаблоны. 

Вам кажется, что логотип и строка поиска лучше всего смотрятся в левом нижнем углу? Замечательно, только пользователь их там не найдет. Потому что, обычно лого висит в левом верхнем углу или по центру в шапке, а строка поиска расположена в правом сайдбаре или тоже в шапке по центру.

Гибкость и эффективность

У пользователя должны быть варианты упрощения действий. Например, найти товар в каталоге или через поиск; зарегистрироваться через стандартную форму или с помощью соц.сетей, придумать сложный пароль самостоятельно или сгенерировать его.

Пример формы входа со sbermarket.ru

Эстетика и минимализм дизайна

Здесь нужно соблюдать сложный баланс: не нагружать визуал, но предоставлять удобную навигацию. Чтобы пользователь смог быстро выполнить то, зачем пришел.

Хороший пример — Google. Дизайн минималистичный, но позволяет быстро начать поиск или открыть почту.

Пример минимализма от Google

Выявить, понять и исправить ошибки

Помогите пользователю найти ошибку и подскажите как ее исправить понятным языком. Например, что телефон должен начинаться с «+7», а пароль иметь 8 символов.

Если пользователь ввел в форме что-то не то, не нужно сбрасывать все поля без объяснения причин. Укажите, какое именно поле заполнено неверно.

Справка и документация

Для сложных сайтов с личным кабинетом обязательно иметь раздел с частыми вопросами. То, что вам кажется элементарным, для пользователей таковым не является. Хорошо, если на сайте будет ненавязчивая помощь, например онлайн-консультант. 

Еще несколько законов и правил по юзабилити

Закон Миллера

Количество элементов, которое может запомнить средний человек, — 7.

В краткосрочной памяти человек может удержать 7±2 сущности. Именно поэтому не стоит делать меню бесконечным.

Антипример от Сбербанка — меню выглядит избыточным

Что же делать, когда пунктов меню больше чем 7? Укрупнять! Объединять в большие категории, внутри которых также будет несколько подкатегорий.

Закон Хика

Увеличение количества вариантов – увеличивает время выбора.

Чем меньше вариантов пользователю нужно будет перебирать на каждом этапе, тем быстрее он выберет. Укрупнение категорий позволяет отсекать ненужные варианты на каждом уровне.

Правило 2-х секунд

Пользователь не должен ждать отклика дольше 2-х секунд. Иначе он может отказаться от использования продукта и пойти искать более быстрые сайты.

Правило 3-х кликов

Вся информация на сайте должна находиться от главной в 3-х кликах, не больше. Выстраивайте простую и удобную навигацию.

Закон Фиттса

Любой элемент должен быть достаточно крупным, чтобы пользователь мог легко взаимодействовать с ним. Хороший антипример — крестик на баннерах мобильной рекламы.

Правило перевернутой пирамиды

Самую важную информацию нужно написать в начале статьи, чтобы пользователь сразу ее увидел. Это правило оптимально для сайтов, ведь люди не любят долго искать нужную информацию по огромному тексту.

Эффект Зейгарник

Пользователи не любят неопределенности и недосказанности. Именно поэтому должны быть цены на сайте, информация о доставке и возврате, гарантии.

Не заставляйте думать

Если попытаться обобщить все статью, то ее можно описать одной только этой фразой. Это настолько общий и исчерпывающий принцип, что именно так решил назвать свою книгу Стив Круг. Она считается одной из лучших в области юзабилити веб-сайтов и мобильных приложений.

Поделиться
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии