О новом алгоритме Яндекса YATI без истерик

В 2020 году Яндекс запустил новый поисковый алгоритм YATI. Анонс нововведения был в ноябре, но вебмастера отмечают изменения на своих сайтах гораздо раньше: в сентябре 2020 года.

Алгоритм строит свою работу на оценке смысловой связи между запросом и документами. Он основан на использовании нейронных сетей нового поколения — трансформерах. Аббревиатура расшифровывается как Yet Another Transformer with Improvements.

Это не первая поисковая технология Яндекса, использующая машинное обучение. Были алгоритмы Палех и Королев. Но YATI заметно выделяется на фоне всех последних изменений. По мнению специалистов Яндекса это самое значимое событие за последние 10 лет. 

Алгоритм YATI является фундаментальным изменением алгоритма ранжирования, которое затрагивает большую часть запросов. Тем не менее он не заменяет старый алгоритм ранжирования, а дополняет его. Смысл текста не единственное, что влияет на поиск. Остальные факторы ранжирования (поведенческие, хостовые, ссылочные) все также продолжают влиять на позиции. Но по словам специалистов Яндекса, YATI задает до 95% качества поиска.

Предполагается, что использование YATI поможет снизить влияние кликовых параметров на ранжирование. Но пока это только планы.

YATI лучше предшественников работает с длинными текстами, позволяет учитывать порядок слов их влияние друг на друга, распознавать опечатки, выделять значимые фрагменты. 

“Нейронная сеть, сначала обученная на миллиардах «переформулировок», а затем дообученная на сильно меньшем количестве экспертных оценок, заметно улучшает качество ранжирования.“

Представитель Яндекса, Саша Готманов

Прямым конкурентом алгоритма является Google Bert. Однако Яндекс заявляет, что YATI лучше справляется с пониманием запросов. Впрочем, у Google действительно частенько наблюдаются проблемы с пониманием великого и могучего.

Сравнение эффективности алгоритма YATI с другими

Март 2021

В 4 марта 2021 в Яндексе был серьезный шторм. Анализатор поисковой выдачи Пиксель-Тулс зафиксировал колебания.

Вебмастера отметили изменение позиций своих сайтов, снижение трафика на многих из них и связали это с апдейтом YATI. От Яндекса не поступало ни подтверждений ни опровержений данной информации.

Это теория, а что на практике?

Лаборатория «Пиксель Тулс» заявляет, что точное вхождение никуда не делось, а только нарастила свою значимость для ВЧ запросов. На СЧ и НЧ запросах также не снизило своего влияния.

Рекомендации по добавлению всех слов из запроса в текст остаются актуальными и с внедрением YATI.

В Title все также необходимо вписывать ключевые слова для попадания в выдачу, а вот влияние на позицию снизилось.

Полная статья здесь: https://tools.pixelplus.ru/optimization/algoritm-yandeksa-yati 

Как оптимизировать страницы под YATI?

Все это теория, которая имеет мало пользы на практике. Что же нужно делать для хороших позиций?

Длинные экспертные тексты

Мы шли к этому долго и наконец-то пришли (наверное). Целью каждой страницы должен стать полный ответ на запрос пользователя. В идеале и на все смежные запросы, что человеку не нужно было гуглить друге запросы.

Например, пользователь гуглит «как купить слона». А ему рассказывается еще и том, чем питается слон, где спит, что еще нужно купить для слона и так далее.

Поэтому нужно охватить как можно больше запросов и их вариаций. Рассмотреть тему со всех сторон. Если раньше ответы на близкие темы были на разных страницах, сегодня есть смысл объединить все в одну большую статью. Если же у вас и вовсе синонимичные запросы разнесены по разным документам — срочно убирайте смысловые дубли. 

Где брать вдохновение и околотематичные запросы? 

  • НЧ и правая колонка Wordstat, 
  • поисковые подсказки, 
  • популярные запросы из Вебмастера,
  • старый добрый анализ конкурентов.

Хорошее форматирование текстов

Большие тексты обязательно должны быть хорошо отформатированы. Это важно не только для пользователей, но и для алгоритма. Подзаголовки помогают YATI правильно прочитать страницу. Если текст меньше 10 предложений, можно не напрягаться. Впрочем, тогда смотрите пункт 1.

Используйте “старые” методы оптимизации

Переход к семантическому анализу текста не означает отказ от ключевых слов. Во-первых, старые факторы ранжирования никуда не делись. 

Во-вторых, смысл текстов складывается из слов и их последовательностей. Яндекс улучшил понимание текста, но не обязательно усложнять ему задачу, исключив все вхождения ключей. Соблюдайте баланс.

Вывод

Семантический анализ текста только для инженеров Яндекса что-то эпохально новое. Для seo-специалистов и пользователей на самом деле мало что меняется. Требования к хорошей странице остались прежние (они такие уже несколько лет), изменилась только система расчета показателей.

Хорошие экспертные статьи и раньше позволяли добиваться высоких позиций и привлекать трафик, иначе не сформировалось бы направление контент-маркетинга. С другой стороны, возможно, это станет началом снижения объемов поискового спама. Но об этом мы узнаем в следующих сериях…

Поделиться
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии