Прежде чем приступать к поисковой оптимизации стоит подобрать список запросов, по которым вы хотели бы видеть свой сайт в выдаче. Еще это называют семантическим ядром сайта или семантикой.
Виды поисковых запросов
Информационные и коммерческие
Запросы делят на информационные и коммерческие.
Коммерческие запросы — те по которым люди ищут в интернете товар или услугу.
Например: хотят заказать доставку еды или купить жалюзи.
В них часто содержатся слова “купить” или “заказать”, “цена”, и топоним (название города). ВЧ запросы без явного указания на коммерцию часто относятся тоже относятся к коммерческим.
Например, по запросам “пластиковые окна” или “жалюзи” в выдаче будут сайты, оказывающие услуги. потому что их чаше всего набирают люди, интересующиеся покупкой.
Информационные запросы — те по которым люди хотят получить справочную информацию. В них часто есть вопросительные слова “как”, “какой”, “что”, “или”.
Некоторые ВЧ также можно отнести к информационным.
Например, по запросу “индийский слон” вряд ли пользователь ищет возможность купить слона.
Когда возникает сложность с определением вида запроса нужно посмотреть какие страницы выводят поисковые системы. Если преимущественно это сайты компаний — запрос коммерческий, если сайты-статейники — информационный.
Геозависимые и геонезависимые
Запросы делят на геозависимые и геоНезависимые. Как правило информационные запросы геоНЕзависимы. Поисковой системе не важно с какого города пользователь ищет рецепт яблочного пирога.
Коммерческие запросы геозависимые. Если есть сайты компаний из региона пользователя, поисковая система отдаст предпочтение им. Если поисковику нечего выводить в результатах, он может начать добавлять сайты с других регионов, причем в начале из Москвы, а затем остальные.
Подбирая запросы для своего сайта стоит помнить об этих типах.
Для коммерческого сайта
От информационных запросов будет высокая посещаемость, но мало заказов. Выводить такие запросы в топ-10 тяжело, потому что конкурировать приходится с сайтами со всей страны.
По коммерческим запросам может быть также высокая конкуренция, но в пределах только вашего региона. От них значительно большая отдача в виде звонков и заявок. Ведь люди уже готовы сделать заказ.
Для информационного сайта
Информационный сайт можно попытаться продвинуть по коммерческим запросам, но процент отказов и возвратов в выдачу будет гигантский. Пользователи быстро поймут, что здесь они не могут купить товар или получить услугу. Будут возвращаться в поиск, а поисковая система начнет постепенно понижать позиции вашего сайта.
Сервисы для подбора ключевых слов
Для подбора запросов есть специальные онлайн-сервисы:
- wordstat.yandex.ru;
- планировщик слов в Google и Google тренды;
- Рамблер и Mail статистика.
Программы:
- Key Collector;
- СловоЁБ;
- Мутаген.
Всевозможные базы ключевых слов, например, Пастухова.
Для новичков в сео я рекомендую подбирать запросы с помощью wordstat, и тренировать навыки поиска синонимов к словам.
Почему не Key Collector и СловоЁБ или базы ключевых слов?
Во-первых, сервисы платные. Ну для кого-то это возможно и не проблема, но все же.
Во-вторых, в результате работы сервисов получается огромная масса: тысячи запросов, которые нужно разобрать и кластеризовать, убрать лишнее. Собирая ядро для небольшого сайта или для написания одной статьи — вы потратите больше времени, чем на ручной сбор в wordstat.
Операторы вордстат
Чтобы упросить сбор запросов в wordstat лучше выучить операторы wordstat:
- “”показы только заданного запроса;
- ! фиксируем словоформу;
- + фиксирует стоп-слова;
- — минус слова;
- | оператор или;
- () оператор группировки.
Например подбирая запрос “гранта москва” в списке видим запрос “грант мэра москвы” и чтобы убрать из списка такие запросы ставим ! перед словом “гранта”.
Для чего нам может понадобиться фиксировать стоп слова? Очень может пригодится при поиске информационных запросов, зафиксировать слова “или” “какой” “что” и т.д.
С минус словами все предельно ясно, подбирая запросы для коммерческого сайта, например, для какого-нибудь автосервиса подбираем “ремонт двигателя” следует сразу исключать запросы содержащие: “своими руками” “видео” “самостоятельно”.
Оператор или помогает, например, вывести запросы с русским и английским написанием в один список.
Оператор группировки вместе с оператором или позволяет составлять сложные конструкции.
Плагины для подбора ключей в Яндекс вордстат
Для быстрой и удобной работы в wordstat рекомендую плагины:
- Yandex Wordstat Assistant;
- Yandex Wordstat Helper.
Они помогают упростить процесс сбора и копирования запросов в буфер обмена.
В wordstat кроме непосредственно списка запросов можно узнать и частотность — сколько раз за предыдущий месяц был набран запрос.
Это помогает определить и выделить перспективные запросы, с которых будет хорошая отдача и менее важные.
Высоко-, средне- и низкочастотные запросы
В зависимости от частотности, запросы условно делят на высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ) и низкочастотные (НЧ).
Не буду приводить никаких конкретных цифр, потому что для каждой тематики и для каждого региона они будут свои. Будем делить запросы следующим образом:
ВЧ запрос — запрос с минимальным количеством слов и максимальной частотностью в своей тематике (как правило 1-2 слова), например “Пластиковые окна”.
СЧ запрос — к ВЧ запросу добавляются уточняющие слова, частотность сразу сильно урезается по сравнению с ВЧ, в разы или даже на порядки, например “установка пластиковых окон” (как правило 2-3 слова).
НЧ запрос — либо к тоже к СЧ запросу добавляются уточняющие слова либо это уточненный ВЧ, только очень непопулярный. (как правило 3-4 слова), например “цветные пластиковые окна”.
Подбирая запросы для сайта нужно брать запросы всех видов.
Придерживаемся правила: 1 страница — одна тема, не нужно пытаться уместить все, ничего хорошего не выйдет. Пишите про цветные пластиковые окна, не надо писать там же про монтаж, сделайте для него свою страницу.
Больше 1-2 ВЧ на страницу (а иногда и на весь сайт) брать не стоит, причем когда мы берем 2 ВЧ — это должны быть очень близкие по смыслу запросы.
Я рекомендую подбирать запросы отдельно для каждой страницы, а не подбирать общую кучу запросов для сайта и потом пытаться все это рассортировать.
Общее количество всех запросов на страницу ограничивается выбранной тематикой и разумными пределами. Список длинною в тысячи запросов ничего вам не даст. Лучше меньше да лучше.
Другие способы поиска ключевых слов
Есть методика сбора поисковых запросов по статистике Яндекс.Метрики и Google Analytics.
Но это плохой способ потому что, там вы найдете запросы, по которым уже есть в выдаче, по которым можно найти ваш сайт. В лучшем случае, вы подберете запросы которые можно доработать, но новых перспектив для сайта там не откроется.
Ключевые слова и стоп-слова
Все слова из запроса можно разделить на ключевые (имеющие смысловую значимость) и стоп-слова (предлоги, междометия, местоимения и др. вспомогательные части речи).
Для хорошего ранжирования по выбранным запросам, нужно будет вписать ключевые слова в содержимое страницы: в текст и основные теги: title, h1, description.

С 2013 года работаю с поисковой оптимизацией (SEO).
C 2014 года работаю с поисковой рекламой (Яндекс.Директ/Google Ads).
С 2020 года работаю с рекламой в соц. сетях.
С 2022 года работаю с SMM.
Работала с управлением репутацией.
Мой опыт — это ваши сэкономленные деньги.
Я консультирую всех, кто обращается ко мне. Это бесплатно. Задавайте вопросы. Буду рада помочь.
Я с вами все таки не соглашусь по поводу того, что новичкам вредно покупать сервисы и программы. Они могут в саааамом начале в первый раз в жизни собрать фразы в вордстате, но потом, если хотят этим заниматься, без Serpstat для анализа конкурентов по ключевым фразам и ссылок + KeyKollectora им просто не обойтись. Это же преогромнейшая оптимизация сбора семантики и нормальный подход к продвижению. К лучшему должны приучаться смолоду )
Прежде чем оптимизировать процесс, нужно хотя бы начать разбираться в нем. Я не случайно даю такой совет, потому что наблюдала новичков, которые насобирали сервисами кучу запросов, около 100 на страницу и банально не понимают что с ними делать, не могут определить какие из них коммерческие, какие информационные.